?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: искусство

Сентябрь 2011 года
Кострома
Романовский Музей
Художник
Ефим Васильевич Честняков

В сентябре 2011 года теплоход "Александр Радищев" совершил речное путешествие от Москвы до Астрахани и обратно. Большой коллективный рассказ об этом, как сейчас говорят, круизе, можно посмотреть здесь: http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=126&t=1602&st=0&sk=t&sd=a
А то, что относится к Романовскому Музею я перекопировал сюда.
Кострома. Экскурсии
Мы стоим рядом с «Дзержинским». На площади поджидают теплые автобусы. Инесса Валентиновна руководит посадкой. Экскурсий очень много – терем Снегурочки, Ипатьевский монастырь, льняная мануфактура и ювелирный завод.

Изображение

Мы оправляемся в гости к Снегурочке. С нами немного проехался Эрнст Галимович. У него планы серьезные – художественный музей . Позже покажет нам интереснейший книгу-альбом о самобытном уникальном художнике костромской земли Ефиме Честнякове.

Изображение


КОСТРОМСКОЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС

«… с нами немного проехал Эрнст Галимович; у него планы серьёзные — художественный музей» — и в самом деле, поднявшись в гору от Волги, сориентировался (смотрите рисунок 01) и первым делом, как обычно, как всегда в Костроме, направился в чайную лавку (зелёного цвета кружок на карте):
Изображение
01. Карта исторической части Костромы
(зелёный круг — чайная лавка; голубой овал — Романовский музей)

Эта чайная лавка имеет заслуженно приличную репутацию (здесь понимают в чаях, беседовать со здешними дамами и барышнями — одно удовольствие!): во всяком случае, я именно здесь всегда покупаю запечатанные коробки зелёных чаёв (чего никогда в прочих местах не делаю и никому не советую, так как запросто можно нарваться на подделки); эту же лавку обычно посещает и Александр Юрьевич, а уж его вкусу можно довериться. В исторической части Костромы есть ещё, как мне рассказывали, два специализированных чайных магазинчика, но их пока мои глаза не углядели и до них пока ноги не дошли.

Моя цель сегодня была — осмотреть Романовский музей и выставки в здании Дворянского Собрания. В Романовском музее (рисунок 01, голубой овал) я был, в прочие места не попал, но сначала немного о музейном комплексе Костромы:
Изображение
02. Костромской музейный комплекс

Все перечисленные здания находятся практически рядом: Романовский музей и Дворянское Собрание расположены по проспекту Мира (бывшая Павловская, прекрасная улица-бульвар), дома 5 и 7 соответственно; новая картинная галерея на спуске к Волге по направлению к Московским воротам.
Здесь мне самое время покаяться — я не взял с собой ни одного фотоаппарата, сейчас даже не могу объяснить — почему: то ли из-за пасмурности дня и предполагаемого дождя, то ли забыл, то ли торопился — поэтому все иллюстрации пришлось позаимствовать в Сети [http://neferjournal.livejournal.com/2886400.html — историческая часть Костромы в парных фотографиях, ретро- и сегодняшней; http://kopanga.livejournal.com/56752.html; авторам всех упомянутых мною публикаций и всех заимствований приношу искреннюю благодарность].

Романовский музей. Вот это здание Романовского Музея в стиле, скажем так, «псевдорусский модерн», оно построено именно как музей к 1913 году.
Изображение
03. Романовский музей в Костроме

(Журнал «Нива», № 27 за 1913 год;
фотография, возможно, принадлежит Карлу Карловичу Булле
[Carl Oswald Bulla], 1853–1929 — «отцу российского фоторепортажа»)

«Здание построено в ознаменование 300-летия Дома Романовых, удостоено Высочайшим Государя Императора посещением 21 мая 1913 г. Музей выстроен на доброхотные пожертвования по проекту архитектора Горлицына в стиле древних русских теремов, музей заключает в себе собрания редких и ценных предметов родной старины.
В нижнем этаже помещаются архив и библиотека костромской архивной комиссии; в среднем этаже расположен обширный этнографический отдел – собрание местных крестьянских костюмов, домашней утвари, предметов обихода. Наряду с этим собраны и предметы помещичьей старины: мебель, посуда, предметы роскоши, картины, писанные крепостными художниками. В верхнем этаже – главной части музея – большая зала уставленная витринами с старинными актами-памятниками эпохи Дома Романовых. Весь Царствующий Дом в портретах размещен по стенам залы. В правой части этажа помещаются церковно-археологический отдел в виде собрания старинных икон и богослужебных предметов и нумизматическое отделение, содержащее богатую и ценную коллекцию монет г. Сахарова. Достопримечательностью музея является редкостная коллекция гравированных портретов (более 4.000 листов) русских деятелей за истекшее трехсотлетие. Коллекция эта, занимающая особую залу в левой части этажа, — дар костромича К.Н. Козырева.
»
Вполне возможно, что не всё перечисленное разграблено или уничтожено, а — надеюсь — сохранилось (может быть, в запасниках), но на третьем (верхнем) этаже, где я был, ничего из перечисленного нет.

Изображение
04. Романовский музей в Костроме

(современная фотография)


Третий (верхний) этаж здания. Налево зал Бориса Михайловича Кустодиева: много этюдов в графике, несколько портретов маслом из жизни деревни, они воспринимаются как этюды, но это законченные образы. Наконец, из «больших» картин (не маслом, темпера) есть «Народное гуляние» на бульваре над Волгой (Борисоглебск) и на другой стороне Казанская церковь в Романове (ныне Тутаев).

Ефим Васильевич Честняков (1874–1961) Два других зала полностью посвящены творчеству самобытного Кологривского (деревня Шаблово) народного живописателя (да-да, и живописца, и инсталлятора, и скульптора, и писателя, и поэта, и драматурга, и режиссёра, и создателя деревенского театра, в общем — подвижника) мастера Евфимия Самойлова, он же Ефим Васильевич Честняков (1874–1961), это в истинном смысле термина — народный художник (портреты и сказочные сюжеты в стиле псевдонаивного искусства), писатель (сказки, сказания, роман в стихах, стихи, размышления), скульптор (мелкая глиняная пластика), создатель детского театра в Шаблово, собиратель и певец людей и образов крестьянской деревни.

Честняков немного учился у Ильи Ефимовича Репина. Пик творчества Ефима Васильевича пришёлся на первую четверть XX века, позднее уединился в родной деревне, был основательно забыт (и слава Богу, что уединился и был забыт, потому-то, наверное, и пережил тридцатые и более поздние годы — ну, никак его искусство не лезло в прокрустово ложе социалистического реализма).

Открытие художника для нас началось с конца шестидесятых, уже после смерти мастера — «Летом 1968 года ежегодная научно-изыскательская экспедиция сотрудников Костромского музея изобразительных искусств во время посещения Кологривского района случайным образом получила информацию об Ефиме и его картинах и приехала в Шаблово. Значительную часть картин удалось получить от односельчан и увезти в музей. Участники экспедиции: главный хранитель музея Владимир Макаров, старший научный сотрудник Вера Лебедева, художник-реставратор Геннадий Корф и шофёр Алексей Сабуров. В октябре 1971 года сотрудники Костромского музея во главе с директором В.Я. Игнатьевым приехали в Кологрив для сбора новых сведений об Ефиме Честнякове. Племянница художника Галина Александровна Смирнова передала музейщикам хранившиеся у неё рукописи и документы Честнякова, собранные в его избе после смерти художника. Наконец, летом 1975 года третья научная экспедиция Костромского музея в Кологривский район, посвящённая поиску новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Е.В. Честнякова: были получены новые свидетельства о жизни художника, часть его библиотеки, новые рукописные материалы. Картины, которые с 1970-х годов начала восстанавливать группа реставраторов во главе с Саввой Васильевичем Ямщиковым, дошли до нас в тяжёлом состоянии».

А сейчас всё спасённое и новооткрытое можно видеть в Романовском Музее.
Изображение
«Наш праздник»

Изображение
«Детские игры»

Изображение
«Тетеревиный король»

Изображение
«Сказочный мотив»

Изображение
«Семейный портрет»

Изображение
ещё «Семейный портрет» (их много, и семейных портретов, и отдельных портретов и особенно детских головок)


Перехожу от картины к картине, от картин к инсталляциям, рассматриваю статуэтки, снова иду к картинам: множество образов (чаще только головы) детей, потом и взрослых, и даже сказочных персонажей. Что-то есть от примитивизма, но не только, ох! не только! Вспоминаю солнечный Тбилиси и такое же, как в здесь, в Костроме, удивление от картин «примитивиста» Пиросманишвили.
Долго беседуем с мастером-реставратором Музея, это Дмитрий Евгеньевич Семёнов, он мне показал и рассказал массу интересного, в частности, подтвердил предположение, что у Честнякова есть и свои символы и знаки (язык) этих многочисленных и, казалось бы, таких однотипных образов.

Есть и большие картины (в т.ч. вроде как бы из средневековых триптихов -- «Рай»). Есть и инсталляции мастера, например «Яблоко» (к его же сказке «Щедрое яблоко», 1910), статуэтки.

Не покидает мысль: может быть, он эйдетически «видел» действительность, отсюда его попытки отражать мир стихами, прозой, скульптурой, инсталляциями и иными формами (может, так мастер искал синтетический образ?), но эйдетик-то всё, полностью, весь образ в цвете, формах, звуках, осязании — воспринимает сразу. Ну, а мы — всего лишь по отдельности. Создаётся ощущение, что прошёл мимо чего-то большого и непонимаемого, мне непонятного (я же не эйдетик!), но — вне сомнения — чего-то значительного.

Подробная о Честнякове справка здесьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87;
воспоминания о нём — http://kostromka.ru/kostroma/land/04/orehova/;
трогательная и искренняя публикация о нём «Рыцарь сказочных чудес» — http://bibliogid.ru/articles/1624;
небольшая поэма о художнике — http://kopanga.livejournal.com/56752.html
и наконец, последняя (из обнаруженных) о нём публикация — http://webkamerton.ru/2011/07/zaveshhanie-efima-chestnyakova/

Творчество Честнякова было для меня безусловным открытием. Пытаюсь осмыслить. Купил книгу-альбом Игнатьева о Честнякове. Под впечатлением от Честнякова более не пошёл ни на второй этаж, где всякое, в т.ч. и изобразительное, ни в находящееся рядом Дворянское Собрание — совершенство русского классицизма:

Изображение
11. Дворянское Собрание
по фотографии 1913 года.
Обратите внимание на барельефы фронтона и надпись по фасаду здания


Изображение
12. Дворянское Собрание
современная фотография;
обратите внимание на оказавшийся "нищим и голым" фронтон, что сразу же обеднило картину, исказило стиль;
да и надпись не мешало бы восстановить ...


И здесь есть изобразительного немного, но даже находящаяся там выставка «В губернском городе К.» не соблазнила. Слишком много впечатлений.

Ничего! Сюда надо непременно вернуться! И вернусь — nous retournerons cueillir les jonquilles (мы ещё вернёмся за подснежниками).

_________________
Пишу также здесь -- http://www.facebook.com/egulumbek и здесь -- http://egul.livejournal.com/


Последний раз редактировалось egulumbek 15 окт 2011, 15:09, всего редактировалось 5 раз(а).


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
"Французские импрессионисты и их эпоха"
--
выставка в Музее "Казань-Эрмитаж"
(официальное название -- Государственный
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник "Казанский Кремль",
Центр "Эрмитаж-Казань").

062 Моне Стог сена в Живерни 1886 2014-01-19 13-15-04 ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
Клод МонЕ "Стог сена в ЖивернИ" (1886)
================================
14 января 2014 я вместе с друзьями и под поясняющий голос товарищеского эскорта (строгая директриса музея и замечательная дама Ольга Йосифовна Пиульская) обозревал экспонаты отличной и, сразу скажу, со вкусом сделанной выставки.
Эта выставка не только о французских импрессионистах (а многих представленных здесь я и не знал до сего), но и о других течениях в живописи до них и параллельно с ними. И не только: здесь и скульптура, и гобелены, и стекло, множество замечательных рисунков (dessins) и плакатов (реклама!) самих импрессионистов и даже мгновенно узнаваемые плакаты великого модерниста Альфонса Мухи. Все эти разделы, что вроде бы "до" и "около" основной темы воспроизводят дух той эпохи, её аромат и отнюдь не представляются избыточными.
Я совсем не собираюсь подробно рассказывать о своих впечатлениях и эмоциях (и того, и других было много), ибо знатоку они мало что сообщат, а непосвящённому надо просто не избегать таких выставок, накапливая собственный опыт и впечатления и, наверное, просмотреть альбом-каталог этой выставки (часть страниц каталога я поместил здесь: (http://fotki.yandex.ru/users/egulumbek/album/407315/)
здесь же я помещаю лишь несколько иллюстраций
-----------------
Это одна из нескольких картин сходного сюжета и названия ("Маки в ЖивернИ") Клода Моне:
063Б Моне Клод Маки в Живерни Из Эрмитажа
------------------
Цветущее поле (или луг?) живо мне напомнили другую картину "Июль на Волге" (родившийся и учившийся в Казани художник Галахов):
063В Галахов Июль на Волге 1983
Для казанцев скажу, что это луга в Атлашкино в начале 50-х годов, ещё до того, как реку превратили в болото-водохранилище
Read more...Collapse )
Советую (даже настоятельно рекомендую) посмотреть профессиональные фотографии Елены Сунгатовой с этой выставки по адресу (http://art16.ru/gallery2/v/herm_photo/impressionisty/)
Спасибо организаторам выставки!
В 1839 году художник АндрЕ ДюрАн
и Анатолий Николаевич Демидов (князь Сан- Донато)
совершили путешествие по многим городам России

(Москва, С-Петербург, Казань, Н.Новгород, Новгород, Кострома, Ярославль, Владимир, Тверь),
в пути художник делал зарисовки, а по возвращении в Париж подготовил гравюры, и был выпущен

альбом с почти сотней листов ("Excursion pittoresque et archéologique en Russie. Voyage pittoresque et archéologique en Russie execute en 1839 sous la direction M. Anatolе de Demidoff, dessins faits d’pres nature et lithographies par M. Andre Durand. – Paris: Chez Gihaut Freres, boulevard, des Italiens., Imp. Auguste Bry, Typographie de Firmin, 1839"):

Демидов Дюран Альбом


Любопытно, что маркиз де Кюстин в том же году совершил путешествие в Россию, по возвращении из которого выпустил скандально известную (а в России и в СССР неизвестную в полном объёме) книгу "La Russie en 1839"

Все иллюстрации альбома можно посмотреть и скопировать здесь (http://is-tok.ru/publ/voyage_pittoresque_et_archeologique_en_russie_1839/27-1-0-356) и здесь (http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post314049366, автору [НаталинаЯ] этой публикации признательность за наводку на тему)

Художник
Михаил Юрьевич
Харитонов

(работает в разной технике)
Художник Харитонов МЮ ТИШИНА 856092
"Тишина"
Оригинал публикации у (спасибо!) в Live Internet

вот здесь:
Художник Михаил Харитонов

Как летит время!

Уже прошло четверть века ...


Богатырёв Юрий Георгиевич 28154418188f
Юрий Георгиевич Богатырёв
(1947-1989)

" В гроб ему положили темно-бордовый "обломовский" халат, как символ несбывшейся мечты."
Originally posted by sadalskij at В гроб ему положили темно-бордовый "обломовский" халат, как символ несбывшейся мечты.

Мы мало придавали значения его рисункам: ну пишет и пишет. В "Современнике" Юра рисовал всех подряд - актеров, уборщиц, билетеров, вахтеров, осветителей…
Рисовал быстро, раздаривал еще быстрее.


Это сейчас профессионалы говорят, что его рисунки гениальны, что Юра был художником от Бога.
А он мечтал о выставке.
25 лет назад, в январе 1989-го Юра готовил эту первую в своей жизни персональную выставку.
Очень ждал ее, радовался, как ребенок. Она должна была открыться в Москве 6 февраля в Доме-музее Ермоловой на Тверском бульваре.
Но в этот день мы Юру хоронили, 2 февраля он умер.
В гроб ему положили темно-бордовый "обломовский халат", как символ несбывшейся мечты - Юра всю жизнь мечтал о роли Обломова, хотя сыграл Штольца у Михалкова. Друзья накануне похорон сшили халат, в мастерских театра подстарили и прикрыли им в гробу Юрочке ноги.
... и далее много рисунков ...Collapse )
PS. Валерий Анатольевич Шмелёв из Казани откликнулся так
"Спасибо! Когда нахожусь в Москве, часто бываю на  Ваганьковском кладбище. Всегда посещаю его могилу."
и приложил фотографию:
Богатырёв Ваганьковское unnamed

Владимир Юрьевич Стахеев
Родился в 1963 году
Автор ряда живописных серий-циклов:
«Тяга к прекрасному»
«Настольные игры»
«Пираты»
«Первые колхозы»
«ЗК. ЗК»
«Белое море»
«Первая любовь»...
Автор знаменитой графической серии в стиле HARD КИТЧ: «Коты»,
сочетающей удивительную нежность графики и строгое изящество композиций
с абсолютной ироничной безысходностью содержания...
А эта серия "Тяга к прекрасному"
Ну, разве не прекрасно?
Стахеев Арлекин, Пьеро и Коломбина
Арлекин, Пьеро и Коломбина
---------------------
А эти каковы?
Стахеев Надежда и опора
Надежда и опора (диптих)
=================
Originally posted by kykolnik at Стахеев Владимир Юрьевич (Россия, 1963). Про нас.



 (Признательность автору публикации).

И далее фотографии картин Стахеева ...Collapse )
Михаил Васильевич Нестеров
"Женские портреты"
(часть 1)
Портреты дочери Ольги.

Как этот:

Нестеров Михаил Васильевич Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1886-1973) дочери художника 1905
Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (1905)
=======================
О женских портретах Михаила Васильевича в контексте его жизненного пути в публикации Анны Владиславовны рассказано куда изящнее (Спасибо ей!)
Originally posted by kykolnik at Михаил Нестеров и его Музы... часть I


«Зацепившись», как всегда, за строчку/фразу, не могу отпустить. Длинные «рождественские каникулы» позволили, оттолкнувшись от «Счастливой сказки с печальным концом...», заняться розыском прекрасных муз Михаила Васильевича. Итак...


Мартыновская Мария Ивановна (1862-1886)
«Ты не мой, Мишечка, ты картинкин»



«Две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Если бы не было этих страстей, я был бы самый ординарный человек, быть может, вредный самодур, пьяница, неудачник»
М.В.Нестеров

Первая жена, юная Маша, Мартыновская Мария Ивановна (1862-1886) (о ней подробней писала здесь), умерла меньше чем через год после свадьбы, через сутки после родов. Михаил Васильевич был безутешен. Он всё время вспоминал, как Машенька время от времени заходила к нему, хвалила работы, и приговаривала шутя: «Ты не мой, Мишечка, ты картинкин». Нестеров усмотрел в этом знак. Вот и получилось, что он не Машенькин... Позднее Нестеров задавался вопросом: «Как пережил я эти дни, недели, месяцы?»
Спасли его от безысходной тоски хлопоты об устройстве новорожденной дочери.

Смотрите далее здесь: http://kykolnik.livejournal.com/816649.html?view=8802569#t8802569

Read more...Collapse )



Давно я "глаз положил"
на работы этого мастера ...
Представляю:

Виктор Александрович
Ляпкало


жизненная, плотская и здоровая эротика! Так сказать, из глубин народной жизни ...
Originally posted by ochendaje
(спасибо за сообщение!)
at Нестандартное ню





Виктор Ляпкало известен своей любовью к изображению голых дам с вызывающе-пышными формами да еще и далеко не всегда в целомудренных позах.
Read more...Collapse )
Быстро растёт коллекция
картин Зинаиды Евгеньевны Серебряковой
(огромная благодарность автору
этих публикаций "Bo4kamedu"!),
на этот раз сразу две большие публикации
женских портретов
И каких портретов! К примеру:
Серебрякова Портрет АА Ахматовой 1922
Серебрякова Портрет АА Ахматовой 1922
=========
или:

Серебрякова Княгиня Ирина Юсупова 1925
Серебрякова Княгиня Ирина Юсупова 1925
============
ещё:

Серебрякова Портрет дочери Кати 1929
Серебрякова Портрет дочери Кати 1929
============
И множество иных великолепных картин!

В общем смотрите сами, работ много, они подписаны, поэтому ещё и интересно узнавать who is who, не говоря уже об очаровании самих работ.
(в самом начале части второй имеется отсылка на первую часть)
... Читать далее...
29 августа 2013 года
мне удалось посетить
в волжском Плёсе
Дом-Музей Левитана.
А 30 августа в Плёсе
отмечали день рождения Исаака Ильича
Дом-Музей Левитана в Плёсе. Вид с борта теплохода. 29 августа 2013
Ранним утром трёхпалубный "Александр Бенуа" неспешно подходил снизу к Плёсу. Местами по воде стлался туман, постепенно разворачивалась панорама Плёса: храмы, классическая постройка XIX века -- Музей пейзажа, т.н. гора Левитана (жаль, что прямо за деревянной церковью уже понастроили убогие дачки, да если бы и не убогие? -- разве здесь им место?), приведённая и приводимая в порядок набережная, частные причалы, а ниже и выше -- огороженные по самую кромку воды частные владения; Культурный Центр, а за ним Дом-Музей Левитана, всё это на фотографиях под номерами от первого по тридцать третий (01-33).
и далее ещё текст и отсылка на десятки фотографийCollapse )

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner